Мы не знаем, что было задумано. Но можем рассказать о том, что получилось. По райдеру у Амасяна рояль Steinway, а в ЦДХ стоял старый Блютнер. Привезли, за немалые деньги. Для чудо-шоу Амасяна надо вообще и не так много: сам Амасян, рояль, мини-клавиши (синтезатор плюс семплер-лупер), и микрофон для вокализов. Формула счастья. И очень важно, что так и задумано, Амасян действительно хочет погрузить зрителей в то, что можно и нужно называть этно-джазом.
А на самом концерте случилось куда большее. Тигран Амасян взял и показал свободу. Нет, не в показном порядке. А вот так, мимоходом. Он сыграл, конечно, несколько тем из нового альбома An Ancient Observer — но куда больше проявил себя в свободном полете. Там есть легкая джазовая непринужденность, но вкупе с сочной армянской горчинкой — в чем и суть метода Амасяна. Зачем все эти джазовые стандарты, если есть дыхание джаза и умение найти тот неповторимый голос? Амасян просто и присвоил себе гигантский пласт музыки. А в чем упрекнуть? Он взял фортепианную джазовую импровизацию и сумел включить в нее армянскую народную музыку. Мало или много? Да очень много!
Парадоксально, что на живой сцене в московском ЦДХ это звучало еще и очень своеобразно. Ну, на самом деле. Рояль. Обычно тут «Блютнер», но в райдере Амасяна - «Стейнвей». Ладно, привезли за большие деньги сюда «Стейнвей», но — звук! Поначалу показалось, что Амасян попросту препарировал рояль, подложил фольгу под струны, - да поэтому такой эффект джазовой перкуссии от прикосновений Амасяна к клавишам… Организаторы пояснили, что дело в акустике. Металлическая вибрация аки перкуссия шла с кулеров, охлаждавших световые приборы. Но в самом деле, это сыграло на музыку — перкуссия была настолько джазовой, что Амасяну стоило бы задуматься, чтобы сделать это специально.
А вот про игру Амасяна нечего сказать, кроме восхитительных фигур. Он легкий. Он чувствует легкость и играет воздушно. Это важно, когда трепещет мысль. Он легкий, в том смысле, что ничуть не страшится эмоций. Он играет нечетные размеры ровно также отчетливо, как иные четные или, что ли, вообще все? Он слишком пластичен. Где границы-то? Амасяна можно дербанить. Он не нуждается во внешних заимствованиях, в привычных джазовых стандартах, - он тут. Он сам себе композитор, и сам себе мелодист. Его мелодии можно сопоставить с Дидюлей, но его мелодизм куда органичнее. Он просто спрашивает: оу, вы в шоу на самом видном месте?! Ок, продолжаем играть чистую музыку. Самую чистую, горную...
У Амасяна все словно наперекор обыденности. Что слепить из этой игры вероятностей? Но главное тут для игроков: джаз это или неджаз? Пусть будет неджаз. Но он же и джаз. Полетность пальцев, элегантность импровизаций, нечеловеческая легкость форм. Все это — Амасян. И для галочки: был ли успех у него в Москве? Был. Огромный успех.